О поездке в Армению можно писать много, можно - мало, можно не писать совсем. И то, и другое, и третье для меня
достаточно легко и в то же время достаточно трудно. Легко потому, что я там вырос, трудно - потому что я там не был 16 лет.
Поэтому я решил написать ровно столько, сколько напишется, не больше. Но и не меньше.
Вот так выглядит здание аэропорта Звартноц в Ереване.
Именно с него начинается Армения, так как самолет фактически является единственным транспортным средством, на котором можно в нее попасть. Теоретически существуют, конечно, и другие, но практически...
Построен он был еще в советские времена и поражал всех пассажиров техническим оснащением. Во-первых, стоило подойти к дверям, как они тут же перед тобой разъежались, и, во-вторых, тем, что пассажиров не выводили
на летное поле и не везли (а то и вели пешком)к стоящему где-то на линии горизонта самолету. Самолет подруливал к посадочному терминалу, к люку выдвигался телескопический коридорчик, и достаточно было пройти 20
метров из зала ожидания, чтобы очутиться в салоне ТУшки. Самораздвигающие двери и телескопические коридорчики продолжают работать и ныне, однако летели мы из Симферополя не на ТУшке, а в аэробусе А-319. Честно признаюсь,
что летать в аэробусе мне понравилось больше.
Получив багаж и штамп в паспорте, мы сели в машину и поехали на север, в город Степанаван. Это около 150 км, 3-4 часа езды.
Сидеть все это время в машине достаточно скучно и грустно, поэтому время от времени мы останавливались и разминали седалищные мышцы.
Первая остановка была с видом на гору Арагац, самую высокую (4090 м) в Армении. Если внимательно приглядеться (а еще лучше не полениться и посмотреть фотографию в полном размере) то можно увидеть, что на вершине горы Арагац, которая находится вдали за подсолнухами, лежит снег.
Следующая остановка была у памятника армянскому алфавиту. Находится он на склоне все той же горы Арагац,
39 вытесанных из туфа букв вместе с их создателем Месропом Маштоцем и его учениками. Некоторые из них мне даже удалось вспомнить.
В создании памятника участвовали мастера-камнерезы со всей Армении, а создавался он к юбилею - два года назад армянскому алфавиту исполнилось 1600 лет
А дальше мы проехали города Апаран, Спитак и не заезжая в Ванадзор, который все по старинке продолжают называть Кироваканом, через туннель, проложенный под Пушкинским перевалом, попали в Северную Армению. И, конечно, остановились попить воды из родника, где нас торжественно встретил строй ящериц.
Пушкинский перевал назван Пушкинским не просто так. Именно здесь, во время своего путешествия в Эрзерум Пушкин встретил арбу, на которой тело Грибоедова
везли из Персии в Тифлис. И чтобы об этом знали даже те, кто не читал записок самого Александра Сергеевича о его путешествии, на самой высокой точке перевала находился родник,
на котором была изображена сцена встречи Пушкина с арбой. После прокладки туннеля дорога через перевал заглохла и родник перенесли вниз, к началу подъема.
И вообще, родников в Армении много, это вам не Крым. (Хотя в Крыму они тоже были, раньше. В окрестностях Севастополя, например, было 300 с
лишним, осталось - 5). Родник в Армении это не просто труба, из которой течет вода, родники в Армении именные.
Выше была фотография Пушкинского родника, а это Родник Памяти. Симону Асатуровичу Параняну от детей.
Чтобы названия упоминаемых мной населенных
и ненаселенных пунктов не были сплошной абстракцией, можете найти их на прилагаемой катре Армении. Она не очень подробная,
так как карты, которыми пользуются офицеры Генштаба, сюда не помещаются. Но если у Вас есть желание на них посмотреть - смотрите.
Итак, мы приехали в город Степанаван. Вон он виднеется у подножия горы Арчасар (Медвежья гора) (снято, конечно, не в момент приезда, а несколько дней спустя).
Раньше он был центром Степанаванского района, но сейчас у Армении несколько изменилось административное деление, районов больше нет, есть марзы, и Степанаван теперь находится в Лорийском марзе,
правда, уже не в качестве центра. Назван Степанаваном он так в честь одного из 26 Бакинских комиссаров - Степана Шаумяна. После распада СССР, когда многие городам возвращали прежние названия
(Кировакан - Ванадзор, Ленинакан - Гюмри и т.п.) его тоже хотели переименовать, но так и не решили, как. Прежнее название - Джалал-Оглы - явно
не годилось, придумать новое, которое устроило бы всех - не смогли, и решили, что, конечно, Степан Шаумян был комиссаром, но все же в первую очередь он все был армянином.
И город остался при прежнем наименовании.
А это мост через реку Дзорагет, на берегу которой стоит город Степанаван. И вид с этого моста на ущелье,
которое Дзорагет себе успела проложить. Высота моста - 75 метров, а ущелье реки Дзорагет считается (во-всяком случае, в Степанаване) вторым по длине в мире.
Не зря реку назвали именно так, дзор в переводе с армянского означает ущелье, а гет - река, Река в Ущелье.
А вот ущелье другой реки, Дебет, которая образуется при слиянии рек Дзорагет и Памбак. В нем (в ущелье) расположен город Алаверди,
и мы едем в его сторону, чтобы чуть-чуть не доехав свернуть в сторону сел Ахпат и Санаин, где стоят одноименные средневековые монастыри.
Хачкар Аменапркич (Всеспаситель) в монастыре Ахпат, созданный мастером Ваграмом.
Хач в переводе - крест, кар - камень, крест-камень, один из символов Армении наряду с горой Арарат. Хачкары можно можно встретить в лесу, на обочине дороги, у края ущелья,
но больше всего их, конечно в монастрях и вокруг церквей. Высота хачкара колеблется от 50 см до 3 метров, чаще всего они являются мемориальным памятником и поэтому обращены на запад.
«На нашем кресте нет Распятого, – говорит Католикос Гарегин Второй, – наш народ почитает Христа воскресшего» и действительно, из всех виденных мной хачкаров
сцена распятия присутствовала лишь на двух, хачкаре в Ахпате и хачкаре в церкви полуострова Севан.
Возле колокольни в Ахпате стояли два новых колокола, отлитые в Ростове мастером Овчинниковым по заказу армянской семьи из Краснодара, которая преподнесла их в дар монастырю.
Как выглядит сама колокольня, а также другие постройки Ахпата и Санаина можно посмотреть в альбоме, я постепенно подписываю в нем все фотографии,
чтобы было понятно, где что. А сюда вставлю только немного накопанных мной сведений.
"Монастырь Ахпат основан в 976г. при Ашоте III Багратуни. Древнейшее сооружение монастыря - церковь Св. Ншан относится к типу купольных залов, строительство завершено в 991 г.
В монастырский комплекс входят также: небольшая купольная церковь Св. Григор, часовня Св. Аствацацин, книгохранилище, большая трапезная, находящаяся вне ограды монастыря.
Монастырь Санаин был основан в 10в. в одноименном селе, которое ныне входит в черту города Алаверди. Самая древняя постройка монастыря - церковь Св. Аствацацин датируется 951г.
В последующие несколько веков монастырь расширялся, застраивался новыми строениями. Были сооружены церковь Аменапркич, часовня Св. Григор (в 10в.), помещение Академии Григора Магистроса,
между церквами Св. Атсвацацин и Аменапркич, книгохранилище, колокольня и др.. Книгохранилище Санаинского монастыря являлось крупнейшим средневековым сооружением подобного типа."
На снимке одна из немногих труб, которые еще (или уже) дымят в Армении. Конкретно эта находится в городе Алаверди.
Передний план смазан из-за того, что фотографировал я через окно движущейся машины.
Кстати, о машинах. Помимо хачкаров и родников вдоль дорог то тут, то там валяются останки, по другому не скажешь, автомобилей. В основном легковушки, но встречаются
и автобусы, и ГАЗы с Камазами. И еще о машинах. Практически все отечественные (в смысле, советского производства) автомобили переведены на газ, вдоль дорог наряду с бензозаправками стоят газозаправки - подъежает машина,
к ней подключают шланг, она стоит минут десять, потом едет дальше.
Школа им. А.С. Пушкина. Построена на месте школы им. А.С. Пушкина, разрушенной при землетрясении в 1988 году.
Я учился в той, первой школе, но в этой мне тоже понравилось. Строилось новое здание на средства, собранные церковью,
в холле на колоннах висят доски с именами основных жертвователей, а напротив двери стоит, даже не знаю как правильно назвать,
алтарная ниша, наверное.
Вот так она выглядит сверху, со второго этажа.
Как известно, все имеет склонность рано или поздно заканчиваться. А все хорошее
заканчивается в несколько раз быстрее, чем хотелось бы. Поэтому не успели мы приехать, как оказалось, что нам нужно снова садиться в машину, чтобы ехать в Ереван, в аэропорт Звартноц, садиться в аэробус А-319 ну и т.д.
Очень не хотелось, но никуда не денешься. И погода тоже загрустила вместе с нами. Горы окутал туман, вот этот вполне альпийский пейзаж снят возле города Дилижан.
Буквально через пару минут после того, как я нажал на спуск вместо склона горы с домиком стояла сплошная белая стена.
Единственное, что скрашивало настроение, так это то, что возвращались в Ереван мы не тем маршрутом, которым ехали из Еревана,
так что нам предстояло увидеть напоследок озеро Севан и побывать в Эчмиадзине.
Севан встретил нас переменной облачностью и холодным ветром.
А вот так он выглядел, если повернуться к пейзажу на предыдущей фотографии спиной.
Что меня поразило во время этой остановки на полуострове Севан, так это контраст между суетливой многолюдностью церкви
и практически абсолюный покой возле здания семинарии. Расстояние от одной до другой примерно 30-40 метров.
Вот аллея, идущая от памятника католикосу Вазгену I. К сожалению, на фотографии не видно, но к стволу каждого дерева вдоль аллеи прислонены
старые, местами треснушие, с обломанными краями хачкары. Воистину, аллея времени.
А потом мы приехали в Эчмиадзин. На фотографиях которые по краям - Эчмиадзинский кафедральный собор.
Возведен он в древней армянской столице Вагаршапате в том самом месте, в котором в видении св. Григория Просветителя
к нему сошел Единородный сын господа. От этих слов "Эчк миацин" ("Сошел единородный") и образовалось название храма - Эчмиадзин.
Было это в 3-ем веке нашей эры, затем он несколько раз перестраивался, но всегда оставался центром притяжения для армянского народа.
Я понимаю, что звучит это несколько пафосно, но это действительно так.
Здесь находится резиденция Католикоса всех армян, здесь хранятся самые священые реликвии армянской апостольской церкви,
такие, как кусочек Ноева ковчега, принесенный с горы Арарат; наконечник копья, которым римский легионер Страбон проткнул сердце Христа, чтобы убедиться в его смерти и многое другое.
К сожалению, фотографировать внутри собора было нельзя, а словами описать его я не берусь. Поэтому ограничусь несколькими фотографиям снаружи.
А потом мы немного погуляли по Еревану, переночевали и рано утром сели в самолет
и вернулись в Севастополь, заниматься домашними и недомашними делами, разбирать фотографии и вспоминать.
А если есть, что вспомнить - то это уже хорошо, не правда ли?